Мусорный тупик девелоперов Екатеринбурга

Cui prodest?

В данный момент в Екатеринбурге возводится свыше 4 миллионов квадратных метров жилой недвижимости. В частности, активно реализуется комплексное развитие территорий (КРТ) со сносом старых домов. В результате мегаполис генерирует тысячи тонн строительного мусора.

По степени вредности он относится IV-V классам – самым, на первый взгляд, безобидным. Для обращения с мусором V класса даже не требуется лицензия. Но реальность, как всегда, сложнее циркуляров. Например, цемент – стройматериал III класса. Значит, нужны спецполигоны, но в Свердловской области их нет, а "официальные" свалки ТБО под строительный мусор не приспособлены.

Согласно свежей редакции "Территориальной схемы обращения с отходами", доля строительного мусора на "официальных" полигонах в общем объеме ТБО в 2021 году составляла всего 0,04%. Самопальные свалки битого кирпича, кусков ЖБИ, досок, утеплителя и прочих строительных конструкций – типичная деталь пейзажа окраин уральской столицы. В частности, их замечали на болотах ВИЗ-Правобережного, где сегодня строится улицы Юрия Исламова, на неблагоустроенных берегах Исети и в полях за Горным Щитом, в районе улицы Коммунистической на Уралмаше, в промзоне микрорайона Изоплит.


Под слоем снега, покрывшем свалку на Уралмаше, отчетливо видны фрагменты железобетонной конструкции.

На днях telegram-канал "На Шарташ!" сообщил о выявлении эко-активистами огромной нелегальной свалки строительного мусора в лесополосе недалеко от Большого Конного полуострова. Вероятно, ее могли создать те, кто сносит частный сектор на ВИЗе.

В администрации Екатеринбурга "Уралинформбюро" заверили, что за размещением строительных отходов осуществляется тройной контроль: со стороны муниципалитета – силами земельного комитета и комитета благоустройства, со стороны региональной власти – специалистами Департамента госжилстройнадзора. Но проверки чаще всего проходят по сигналу горожан.

Согласно наработанной годами схеме, застройщик или подрядчик заключает договор на вывоз и утилизацию строительного мусора со специальной организацией, имеющей емкости и соответствующую лицензию. В Екатеринбурге, если верить "Яндексу", вывозом и утилизацией отходов занимается 25 компаний, 5 из них специализируются, среди прочего, и на строительных отходах.


Согласно данным "Яндекс.Карты", эти компании занимаются сбором отходов у физических и юридических лиц

По словам диспетчеров, с которыми удалось связаться корреспонденту "Уралинформбюро", площадки расположены на Уралмаше (скорее всего, речь идет о полигоне на улице Коммунистической), в промзоне за гипермаркетом "Сима-ленд", а на территории Екатеринбургской агломерации – в окрестностях Верхней Пышмы, Арамиля, Ревды, поселка Балтым и в Белоярском районе.

Жители поселка Изоплит могут добавить еще одну "строительную" свалку, возникшую в промзоне рядом с садоводческими товариществами №24 и "Жулановское" на участке, принадлежащем компании "Атомстройкомплекс". Недавно на общественное обсуждение был вынесен проект создания там мусороперерабатывающего комплекса, "заточенного" как раз под строительные отходы.

Разработчик проекта, компания "Гринлэнд", уверяет, что комплекс не принесет вреда экологии. Пока же на площадку свозится кирпичный и бетонный бой, доски, иные отходы.


Так выглядит сегодня свалка на Изоплите рядом с заводом "Берит". Фото: Российское экологическое общество

В январе 2024 года было создано МБУ "Строительные технологии" – муниципальный оператор по вывозу строительного мусора на специализированные полигоны, которые, по предварительной информации, обустроят на месте отработанных карьеров. Но, как сообщил источник в мэрии, сегодня МБУ существует сугубо на бумаге.

Нужны ли для строительных мусорных полигонов какие-то особые условия или их можно строить по стандартной схеме для обычных полигонов ТБО? С этим вопросом "Уралинформбюро" обратилось к сотрудникам Института промышленной экологии УрО РАН.

Как пояснили редакции, объект такого рода требует, во-первых, проработанного проекта оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), в котором будут учтены все факторы негативного воздействия и средства их минимизации. А технологии хранения зависят от класса опасности завозимого мусора, четко прописанного в паспорте полигона.

Согласно СанПиН "Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг", размер санитарно-защитной зоны для полигона по захоронению токсичных отходов I-II классов опасности составляет 1000 метров, для отходов III-IV классов опасности – 500 метров, для мусора V класса – 50 метров.


Так мог бы выглядеть комплекс по переработке строительного мусора на Изоплите. Визуализация: ООО "ЭкологияРазвитияБизнеса"

В идеале площадка для складирования строительных отходов должна совмещаться с перерабатывающим производством, а там применяются уже совсем другие требования. В частности, мусороперерабатывающие объекты мощностью свыше 40 тысяч тонн должны иметь минимум 500-метровую санитарную зону.

Создание комплексов по переработке строительных отходов вполне соответствует федеральной повестке. В 2022 году правительство РФ разработало программу, согласно которой доля строительных отходов, переработанных и возвращенных для повторного использования в строительстве и ЖКХ, к 2030 году должна составить не менее 40% от общей массы.

Но трудно найти инвестора, поскольку прибыль от такого производства невелика, считает координатор НОСТРОЙ в УрФО Юрий Десятков: "Бизнесу это невыгодно, а государство такими проектами заниматься не хочет. Когда я занимался таким проектом в 2004 году в Челябинске, мы приобрели установку по переработке ТБО, поставили на полигоне с отходами железобетона, начали его перерабатывать. Затрат вышло больше, чем щебня, да и использовать его можно только на подсыпке".

Жители Изоплита призвали администрацию города запретить перевод участка в статус, разрешающий организацию на нем "мусорного" производства. Комиссия по утверждению Правил землепользования и застройки пришла к выводу, что такая деятельность нарушает комплексное развитие территории и вредит природе вокруг реликтового озера Шарташ. Ее вердикт – отказать.

Как известно, нет нерешаемых проблем. Значит ли это, что по воле мэрии вскоре появится строительный мусорный оператор? Сейчас вывоз мусора в Екатеринбурге осуществляет ЕМУП "Спецавтобаза". Формально – это муниципальное предприятие, но ведь не секрет, кто там реально верховодит.

Евгений СУСОРОВ