Современная школа - по тюремной модели

За 11 месяцев 2012 года несовершеннолетними в Свердловской области совершено свыше 2000 преступлений.

А в отношении подростков за этот период зарегистрировано более 4000 преступных посягательств.

Как пояснила "Уралинформбюро" сотрудник подразделения ПДН ГУ МВД по Свердловской области Ирина Сидорова, детская агрессия бывает двух типов: фрагментарная, когда ребенок определяет границы дозволенного, и устойчивая, связанная с типом личности. Причины девиантного поведения кроются в семье - его диктует либо агрессивная модель поведения, либо, напротив, гиперопека. По словам И.Сидоровой, происходящее сейчас с детьми - прежде всего повод задуматься родителям. Юное поколение нужно учить мирно решать конфликты, а основной аргумент современности - "дай сдачи". 

Особого внимания заслуживает проблема агрессии в школах: в текущем году там зафиксировано 14 преступных фактов. По словам И.Сидоровой, тут тоже во многом вина взрослых: сотрудники образовательных учреждений действуют по принципу китайских обезьян - ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу. Разрешение детских конфликтов пускается на самотек, а ЧП всячески замалчиваются. Первый шаг к решению проблемы - признать ее наличие, считает эксперт.

В обществе практически исчезло такое понятие, как авторитет старших. Сейчас подростки могут поднять руку даже на педагога, чего раньше даже в голову не могло прийти. При этом на государственном уровне продвигается сентенция, что школа не воспитывает, а имеет чисто образовательную функцию. По мнению И.Сидоровой, учебные заведения должны нести в себе основы нравственности и воспитания. 

Что касается уже свершившихся фактов - ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным. Сейчас уголовная ответственность, согласно УК РФ, наступает в 16 лет, а по ряду тяжелых статей - в 14. Не достигших этого возраста малолетних преступников помещают в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. 70% подростков, прошедших через них, больше не встают на скользкую дорожку. Муссируемая сегодня тема снижения возраста уголовной ответственности, по мнению И.Сидоровой, не имеет основания. В некоторых европейских странах этот порог снижен до 7 лет, но проблема детской агрессии там не решена. Акцент следует делать на профилактике преступлений среди несовершеннолетних.

Как поделился с "Уралинформбюро" психолог Иван Карнаух, к тому, что творится сегодня в обществе, привели Интернет-чума и эксплуатация темы жестокости СМИ. Даже на взрослом уровне общество не может выпутаться из негативных последствий Всемирной паутины, дети же там попросту утонули. Развитие их психики происходит в игре - и если раньше детвора выясняла кто круче на улице, то теперь детей распихали по секциям, а отдушину они находят в виртуальном мире. Игра сводится к компьютерным "стрелялкам", и их правила привносятся в реальную жизнь. Дети ведутся на жестокость толпой, заражаясь синдромом коллективной безответственности. Школа сегодня копирует армию и тюрьму: там есть цари, блатные, мажоры. Причем в самом почете - блатные: дети богатых родителей со всеми "причиндалами" роскошной жизни. Все остальные хотят приобщиться к этому, хотя бы просто подержав в руках гаджет.

По словам И.Карнауха, современное общество привело к тому, что в ребенке надо прежде всего воспитывать целеустремленность и самомотивацию - по принципу "хочешь жить хорошо, учись". Ребенок должен ставить конкретные, материальные цели - и достигать их. В пример надо приводить тех, кто пришел к успеху своим умом и упорством. Один из основополагающих принципов успешности - конкурентоспособность. 

Как считает педагог Евгений Лядов, проблема в том, что детей просто некому воспитывать. Любое общество прочно, когда сильна мораль обязанностей, авторитет взрослых. Мораль, традиции, этикет стоят выше права, а в обществе об этом и речи нет. Родители проводят на работе по 12 часов и по сути общаются с ребенком не более 15 минут в день. А школа давно утратила свою воспитательную роль. Остались еще "островки", которые держатся на старой гвардии учителей советской закалки, помнящих, что такое мораль. "Именно они берут на себя нагрузку по воспитанию нынешнего поколения, - делится Е.Лядов. - Когда они уйдут, мы встретимся с еще более жуткой картиной".

"Я лично провожу на работе по 14-15 часов. И так в течение 14 лет", - добавил он. Ситуация такова, что лишь два выпускника исторического факультета идут работать по специальности. "Сейчас учитель - социально униженная профессия, в том числе и властью", - добавил Е.Лядов. Такие ставки, как замдиректора по правовому регулированию и психолог, в школах в целях оптимизации сократили и возвращать не собираются. 

Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Игорь Мороков согласен, что остро необходимо возвращать систему социальных педагогов, психологов, укреплять институт семьи, которая является моделью государства. Также он считает необходимым развивать ювенальную юстицию как систему судопроизводства касательно несовершеннолетних. В ее рамках необходимо работать прежде всего с семьей, изымая ребенка оттуда лишь в самом крайнем случае.

Еще в сюжете: Детки из клетки